Взволнованные жители города утверждают, что на протяжении нескольких лет из пробуренных скважин исчезает вода. Специалисты утверждают, что утешительных прогнозов на ближайшие годы нет. Неужели Улан-Удэ стоит на пороге засухи?
В редакцию «Информ Полиса» обратились наши обеспокоенные читатели из Сотникова и других районов города. По их словам, даже 140-метровые скважины не могут обеспечить их дома водой.
Вода из снега
Когда на этих улицах в поселке Сотниково продавали земли под ИЖС, покупателей предупреждали о том, что воды здесь не будет. Но люди все же своими силами пробурили скважины глубиной до 145 метров. Однако в последние два года вода из скважин стала пропадать. А кто-то так и жил все годы без воды.
- Место здесь хорошее, красивое, жить можно, если б не отсутствие воды, - рассказывает жительница улицы Гагарина пенсионерка Анна Алексеева. - Мне 70 лет, я живу одна. Зимой жила как в старину – пила воду из растаявшего снега. И так всю зиму. А ведь хочется и в огороде что-то вырастить. Но если что-то сажать, то вся надежда только на дождь.
Администрация Иволгинского района пообещала сделать локальный водопровод.
- На сегодняшний день проект по водообеспечению верхних улиц посёлка Сотниково готов, - говорит Максим Петрунин, заместитель главы администрации посёлка. – У нас на руках имеются все необходимые расчёты: какой должна быть необходимая глубина, какие нужны насосы, диаметр труб и прочие тонкости. Разработку проекта и стоимость бурения оплатит поселковая администрация. Работу по прокладке трубопровода готова помочь оплатить районная администрация. Работа будет длиться примерно полгода.
Спорные проекты по водообеспечению
Однако у администрации посёлка и администрации Иволгинского района разные видения в решении этой проблемы. Районная администрация планирует сделать центральное водоснабжение всего посёлка. Но по этому проекту жители семи верхних улиц Сотниково так и останутся без воды. Планируется поставить водозаборное сооружение на ближайшей самой высокой точке, чтобы вода самотёком по трубам поступала в верхний район посёлка Сотниково. Самая высокая точка в окрестности находится на местном кладбище.
В то же время в санитарной зоне посёлка, где планировалось установить скважину для обеспечения водой верхние улицы Сотниково, установлено наличие воды. Значит, локальный проект вполне имеет право на осуществление.
Проблема становится глобальной
Но подобная проблема существует не только в посёлке Сотниково, но и в других окрестных посёлках города. Например, житель посёлка Гурульба Чингис Цыренов (имя изменено по его просьбе. – Прим. авт.) рассказал нам о том, что и у него в последние два года нет воды в скважине.
- Раньше у нас была 18-метровая скважина, но пошла ржавая вода, и 10 лет назад мы пробурили новую, - говорит Цыренов. – Новая скважина глубиной 12 метров и вода в ней чистая. Однако с начала зимы до лета вода уходит. Видимо, в это время общий уровень подземной воды опускается. У соседей скважина глубиной 18 метров и такая же история. Пришлось нам даже количество скота сократить из-за нехватки воды.
Чем больше мы занимались изучением этой проблемы, тем больше находилось людей, у которых есть скважина во дворе, но нет воды. Примечательно, что все эти люди живут в разных пригородных посёлках. Так, жительница посёлка Нижний Саянтуй Наталья Иванова (имя изменено по её просьбе. – Прим. авт.) отмечает, что и у них точно такая же проблема.
- Каждый год одна и та же «песня», - говорит Наталья, - осенью есть вода, весной нет. Мы уже привыкли. У нас скважина 15 метров глубиной. В ближайшее время планируем пробурить новую до 20 метров, чтоб уж наверняка вода была.
Утешительных прогнозов нет
Специалисты отмечают, что уровень грунтовых вод зависит от количества выпавших осадков.
- В нашем регионе уже 20 лет засуха, климат такой, - комментирует ситуацию Алексей Плюснин, замдиректора Геологического института СО РАН. – Последнее наводнение в нашем регионе было в 1998 году. МЧС каждый год готовится к наводнениям, потому что в соседних регионах эти стихийные бедствия в прошлых годах были. В Бурятии в последние годы осадки выпадают только ливневые, а эта вода не проникает в грунт, а просто стекает по поверхности. Отсюда и обезвоживание.
Замдиректора отмечает, что такая же ситуация с исчезновением воды в колодцах есть и в прибайкальских посёлках, но напрямую с Байкалом это связывать нельзя.
- Байкал меняется сезонно, весной – минимальный уровень воды, осенью – максимальный, - рассказал Алексей Плюснин. – Меняется уровень на один метр – и это уже естественно. Эти изменения не нужно относить к исчезновению воды в колодцах.
Ждёт ли нас глобальная засуха, сказать однозначно нельзя. По словам специалистов, научной базы, при помощи которой эти вопросы можно проверить, нет.