В ближайшее время Бурятия вместе с девятью другими российскими регионами может столкнуться с острой проблемой вывоза и переработки мусора. Об этом 27 июня на выездной коллегии Генпрокуратуры в Иркутске сообщил председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
- Мы фиксируем катастрофическую исчерпаемость полигонов твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) в Астраханской, Калужской, Ленинградской, Московской, Орловской, Тверской областях, а также в Бурятии, Башкирии, Кабардино-Балкарии и в Крыму. Это означает, что скоро они столкнутся с мусорным коллапсом, который будет иметь далеко идущие последствия, – цитирует парламентария ТАСС.
Отходы складируют в населённых пунктах, на землях лесного фонда и сельхозназначения – там, по словам Владимира Бурматова, насчитывается около 11 тысяч свалок и почти 40 тысяч мусорных навалов. Депутат отметил, что именно на этих территориях сложилась особо тяжёлая ситуация. Затем народный избранник перешёл к вопросу о территориальных схемах, которые должен был разработать каждый регион. Они включают в себя всю цепочку данных об отходах: от источников их образования и количества – до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Глава комитета Госдумы заявил, что ни один из 85-ти субъектов до сих пор не вынес эти схемы на публичное обсуждение и не организовал общественные слушания, поскольку порядок их проведения не утвердили на федеральном уровне. А ещё упомянул о региональных операторах (ОП).
- По данным мониторинга, проведённого нашим комитетом, в то время, когда в стране должно быть отобрано уже 236 региональных операторов, пока отобрали только 177, то есть две трети, – подчеркнул Владимир Бурматов.
На новую систему по обращению с отходами полностью перешли всего семь РО в шести субъектах – Ивановской и Астраханской областях, Севастополе, Мордовии, Чечне и Карелии. Бурятия в этот перечень не попала. Напомним, конкурс по отбору операторов объявили в феврале. Всего в республике будет несколько таких организаций, поскольку её поделили на три зоны. Первая включает 15 муниципалитетов, в том числе Улан-Удэ, Северобайкальск, Иволгинский, Окинский, Тункинский, Еравнинский, Баунтовский, Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Северо-Байкальский, Муйский, Кижингинский, Хоринский и Заиграевский районы. Вторая «охватывает» Курумканский, Баргузинский, Кабанский и Прибайкальский, а в третью вошли Закаменский, Джидинский, Кяхтинский и Селенгинский.
Уже известно, что первая зона досталась иркутской компании ООО «ЭкоАльянс», которая работает на рынке коммунальных и клининговых услуг 15 лет. Отныне именно она будет отвечать за всю цепочку утилизации отходов – от мусорного ведра до полигона – в Улан-Удэ и ещё 14 муниципальных образованиях А вот из-за отсутствия заявок на третью зону и отклонением единственной заявки по второй министерство природных ресурсов и республиканское агентство по госзакупкам решили объявить торги заново. Кто займётся уборкой мусора в восьми районах, включая три прибрежных – Баргузинский, Кабанский и Прибайкальский – станет известно к концу июня.
Ранее сообщалось, что с внедрением терсхемы «коммуналка» в Бурятии подорожает, ведь платить придётся не только за вывоз, но и за переработку ТБО – так же, как мы платим сейчас за тепло и воду. Впрочем, в правительстве региона уже пообещали сделать всё, чтобы нововведение не «ударило» по кошелькам населения. А в недавнем интервью телекомпании «Тивиком» директор «ЭкоАльянса» Игорь Алексеев опроверг информацию о резком росте цен на услуги ЖКХ.
О том, что Бурятия готова к «мусорной реформе», чиновники отрапортовали ещё год назада. В Минприроды заявили, что территориальную схему подготовили и согласовали с Росприроднадзором. В ведомстве разработали и специальную региональную программу.
Кстати, эта самая терсхема не раз подвергалась критике со стороны общественников. Так, на круглом столе в конце марта активист регионального отделения Общероссийского народного фронта, координатор проекта «Генеральная уборка» Алексей Бадмаев напомнил: ранее республику поделили не на три, а на четыре зоны. Предполагалось, что в каждой будет свой оператор со своими тарифами. Потом их число сократилось. Именно тогда активисты заговорили о грозящем Бурятии «мусорном» коллапсе.
- Под эти зоны построили полигоны, которые должны были обсуживать конкретный район в течение определённого времени. Тот, что в Заиграево, например – десять лет. Но после изменений, внесённых в схему, его хватит на год-полтора максимум, – пояснил Алексей Бадмаев. – К строительству нового правительство не приступило. То есть объявят торги, зайдёт региональный оператор – и через год негде будет складывать мусор просто-напросто. В Онохое проектно-сметную документацию сделали, но деньги не выделяют. Так что объявление торгов проблему не решит. Полигоны разработали под одну схему, а внедрили другую – на мой взгляд, это нерациональный подход. Это неправильно.
Старые горы мусора с приходом РО, увы, никуда не исчезнут. На него ляжет обязанность по уборке лишь тех отходов, которые появится после подписания договора. Между тем, в Бурятии сегодня насчитывается более 100 «стихийных» свалок. И большая их часть сконцентрирована в столице республики.