Байкал
3572

Жители Бурятии добровольно отказываются от «опасных» порошков

Пользователи соцсетей, таким образом, призывают защитить Байкал от водорослей

Фото samvirke.dk

О том, что глубокое в мире пресноводное озеро через несколько лет рискует превратиться в болото, всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Причина – массовое распространение чужеродных водорослей, в частности, спирогиры. Опасное для экосистемы Байкала явление наблюдается уже несколько лет, и с каждым годом масштабы проблемы только растут.

Сначала учёные объясняли это загрязнением сточными водами. Чуть позже появилась новая гипотеза. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту спирогиры.

«Невидимая катастрофа»

Недавно в Роспотребнадзоре России задумались об ограничении оборота опасных моющих средств. А инициатором этой идеи выступила Белгородская область.

- При большой концентрации фосфатов в водоёмах создается идеальная среда для сине-зелёной водоросли. Есть нормативы ВОЗ, при которых определённый уровень загрязнения ею является прямым противопоказанием для использования водоёма в качестве источника питьевого водоснабжения. Вода даже не подлежит очистке. И нормирования сбросов фосфатов в России сегодня нет, есть нормирование сбросов в рыбохозяйственные водоёмы. И это две большие разницы, – цитирует ТАСС главу федерального ведомства Анну Попову.

По её словам, с 2013 года содержание фосфатов в моющих средствах (не более 5%) ограничено в странах Евросоюза.

- В нашей стране происходит медленная, ползучая, невидимая катастрофа, за счёт того что в шампуне, мыле и порошках применяются фосфаты. Из-за этого вода становится мертвой. Эту проблему замалчивают те, за спинами которых находятся получающие колоссальную прибыль производители этих моющих средств, – считает губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Опасно для здоровья

По данным федерального Роспотребнадзора, доля синтетических моющих средств российского производства на рынке страны не превышает 30%. И это, отмечает Анна Попова, существенно усложняет процесс какого-либо регулирования.

- Мы столкнулись с этим не так давно очень плотно и буквально схватили за руку наших нероссийских производителей, которые бессовестным образом поменяли одни ингредиенты (дорогостоящие энзимы, которые производят только Австрия и Дания) на дешёвую каустическую соду, повысив, таким образом, токсичность детских порошков и моющих средств. И не считают себя в этом виновными, – добавила она.

Кроме того, фосфаты могут способствовать возникновению различных заболеваний. Как сообщил ТАСС завкафедрой безопасности жизнедеятельности Белгородского гостехнического университета им. Шухова Александр Лопанов, они усиливают проникновение через кожу поверхностно активных веществ и способствуют их накоплению в волокнах тканей. А это, в свою очередь, нередко приводит к нарушению иммунитета, аллергии, поражению печени, почек, лёгких и даже мозга.

Проблема распространения сине-зелёных водорослей, по словам главного санитарного врача России Анны Поповой, особенно актуальная для южных регионов страны: летом вода там прогревается особенно сильно, что создаёт дополнительные условия для размножения спирогиры. Вода во многих реках и озёрах уже непригодна для питья. И их судьбу может повторить Байкал.

Начать с себя

Инициатива о запрете порошков с фосфатами пока находится на стадии обсуждения. Между тем, некоторые жители Бурятии уже добровольно отказываются от использования синтетических моющих средств. Эта тема активно обсуждается в популярном улан-удэнском паблике «Аноним 03».

- Купила детское на основе хозяйственного мыла, ложится в барабан, отстирывает отлично, брала в коробке – на пробу. Это не реклама! Просто каждому кажется, что да – я один, не воин. Нет, воин! Начни с себя. Сегодня порошок без фосфатов, завтра бычок в урну, а не мимо. Дальше – больше. Мы ещё в силах что-то изменить, – пишет одна из участниц сообщества.

Другие пользователи её поддерживают и даже просят написать название «безопасного» мыла.

«Это слишком для меня»

А вот у кого-то попытки отказаться от средств с фосфатами оказались безуспешными.

- Когда летом узнала о вреде фосфатов для экологии, решили с мужем стирать эко- порошком. Купили. Состав совершенно не угрожает природе. Отлично. Вклад в спасение Байкала сделан. Едем дальше. Делаем всё, как указано на упаковке. Стираем несколько раз пустой барабан, затем соблюдаем дозировку порошка и температурный режим. Бельё серое. Вроде как это означает, что вымывается предыдущий порошок. Ладно, ждём. Первая стирка, вторая, десятая. Вещи похожи на тряпки, – сетует другая посетительница паблика. – Так мало того, при стирке при 60 градусов выстирывается цвет. Каждый раз кладёшь вещи в машину, и гадаешь, что достанешь на этот раз. Я терпела, я пыталась не сдаваться. В общем, это оказалось слишком для меня. Я хочу сохранить планету и всё такое. Но я не готова делать средства для стирки по народным рецептам из Интернета.

«Хочу спать на чистом белье»

По мнению анонимного автора, «не все готовы стругать хозяйственное мыло».

- Если проблема загрязнения водного богатства земли стоит на федеральном уровне, могут власти как-то повлиять на производителей, делать качественный порошок? Я хочу одевать свою семью в чистые вещи и спать на чистом бельё. Пойду, поищу экосумки что ли. Надеюсь, хоть они меня не разочаруют, – заключает участница группы «Аноним 03».

Отметим, первая «волна отказа» от синтетических моющих средств ради спасения Байкала прокатилась по прибрежным районам Бурятии ещё в августе.

- Экологи провели разъяснительную работу с жителями и предпринимателями, которые торгуют моющими средствами. В результате в ряде супермаркетов Северобайкальска появились предупреждающие плакаты и полки с бесфосфатными порошками, а жители добровольно стали отказываться от использования фосфатных средств, – сообщил тогда «Интерфакс-Сибирь» координатор проектов межрегиональной общественной организации «Большая байкальская тропа» на севере Байкала Евгений Марьясов.

Эту информацию подтвердил мэр Северобайкальска Константин Горюнов. В частности, он отметил, что необходимость в использовании эко-порошков возникла из-за особенности работы городских очистных сооружений.

- У нас хорошие очистные сооружения, но они плохо перерабатывают фосфаты. В сточных водах фиксируется превышение предельно допустимой концентрации только этого одного компонента. Фосфаты же вместе с тёплой водой вызывают интенсивное размножение спирогиры, которая стала настоящим бедствием для Северобайкальска. Горожанам из-за разросшейся водоросли и источаемого её гниющими остатками ужасного запаха пришлось отказаться от одного из пляжей, – отметил Горюнов.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях