Как сообщает «Газета.ru», «Аэрофлот» распродал почти все билеты на полуостров на летний период по «плоскому» тарифу – на данное направление осталось лишь несколько мест на конец августа.
Эту информацию подтвердил и источник «Газеты.ru» в авиакомпании. По его словам, фиксированный тариф на перелёты в Крым применяется только на рейсах «Аэрофлота». В дочерней компании перевозчика – «Россия» – цены незначительно выше: так, из Москвы в Симферополь можно добраться за 7,8 тысяч рублей.
По данным онлайн-поисковика «Aviasales.ru», в летнее время средний чек на перелёт из российской столицы на полуостров и обратно составляет 25 тысяч рублей – с учётом раннего бронирования. Путешествие из столицы страны в Крым на самолёте авиакомпании «Уральские авиалинии» обойдётся в 8,6 тысяч рублей в одну сторону. В «Red Wings» и S7 билеты дороже – 9,5 и 9,8 тысяч соответственно.
«Социальная акция»
Главный редактор редактора портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает: перелёт дешевле чем за 3,5 тысячи рублей в час невыгоден, а если тариф ниже, он заведомо убыточен. Убыточными для «Аэрофлота» являются субсидированные перевозки в Крым из той же Москвы.
- Продавая билеты по таким тарифам, компания не преследует коммерческую выгоду, а выполняет социальные функции от имени главного акционера – государства, – подчеркнул Гусаров.
Ранее авиакомпания поясняла, что установление «плоского» тарифа «является социальной акцией, носящей некоммерческий характер и направленной на повышение уровня транспортной доступности стратегически важных регионов России для населения страны», напоминает «Газета.ru».
Из «базового» аэропорта «Шереметьево» «Аэрофлот» выполняет по летнему расписанию девять рейсов в день. Но, несмотря на повышенный спрос, частоту рейсов увеличить очень сложно.
- Регулярные авиаперевозчики заранее планируют свои маршруты, исходя не только из рентабельности, но и возможности своего парка воздушных судов. Все самолёты «Аэрофлота» расписаны по маршрутам. Просто так перекинуть борт с одного регулярного направления на другое непросто, – пояснил Роман Гусаров. – Даже если у «Аэрофлота» появится желание увеличить частоту полётов в Крым, вряд ли он сможет его реализовать: туда летает много авиакомпаний, и аэропорту нужно справиться с теми объёмами, которые уже запланированы.
Всего таких авиакомпаний около 25, включая деловую авиацию. В летний период аэропорт Симферополя планирует принимать рейсы из 50 российских городов. Планируемый пассажиропоток представитель крымской воздушной гавани назвать затруднился.
- Сложно сказать, каким он будет. Но мы уже видим рост. В первом квартале этого года мы на 14 % превышаем показатели прошлого, – сообщил он «Газете.ru».
По данным издания, в 2015 году аэропорт «Симферополь» обслужил более 5 миллионов человек – на 48 % больше, чем в 2014-м. Перевозки выполнялись 19 авиакомпаниями из 52 городов страны.
Недоступный Крым
Напомним, постановление «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в Симферополь и в обратном направлении» российское правительство приняло в мае 2014 года. Тогда Бурятия в список «льготников» не вошла. Год спустя в документ внесли изменения: в перечень субсидированных маршрутов включили еще 20 населённых пунктов, в том числе и Улан-Удэ.
Предельная величина специального тарифа в направлении «Улан-Удэ – Симферополь» составила 8875 рублей, а размер субсидии на пассажира в одном направлении – 7100 рублей. А вот в Иркутской области стоимость «льготных» билетов оказалась немного ниже – 6800 рублей (при предельной величине в 8500).
Как сообщила тогда «Российская газета», авиакомпании, которые получают субсидии, обязаны отдавать 30 % мест в салоне эконом-класса для льготных пассажиров. Если же билеты не выкупят по госцене, то за сутки до вылета у перевозчика есть право пустить их в «свободную» продажу.
Ещё до начала продаж эксперты отмечали, что билетов на всех желающих, скорее всего, не хватит. Впрочем, в Улан-Удэ так и не нашлось авиакомпании для выполнения прямых рейсов в Крым. Большинство жителей Бурятии не смогли воспользоваться скидками на перелёт и в 2014 году, когда субсидированные перевозки в Симферополь и обратно осуществлялись из соседнего Приангарья: все билеты за считанные дни раскупили иркутяне. Желающим побывать в Крыму пришлось платить за полную стоимость перелёта. А это более 30 тысяч рублей в один конец.
Но, как выяснилось, в подобную ситуацию попали и другие регионы. «Газета.ru» отмечает: россиянам, которые рассчитывают на бюджетный отдых в Крыму, не везёт со льготными билетами третий год подряд – они оказываются распроданными ещё до старта летнего сезона на полуострове.
Право на льготы
Как уже сообщал infpol.ru, в этом году программа субсидирования расширится: скидки для полётов на Крымский полуостров получат ещё 14 городов – Анапа, Брянск, Бугульма, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Кострома, Махачкала, Нальчик, Пенза, Саратов, Череповец, Чита и Ярославль. Таким образом, их число возрастёт с 43 до 57. По трём направлениям – из Белгорода, Нижнего Новгорода и Самары – предельная величина тарифа увеличится с 2,5 до 3,4 тысяч рублей, а размер субсидии на пассажира в один конец – на 700 рублей. Дешевле всего путешествие в Крым обойдётся жителям Анапы (1850 рублей), а вот за перелёт из Магадана придётся заплатить 12,5 тысяч рублей.
В большинстве же регионов, в том числе и в Бурятии, размер субсидий в пересчёте на пассажира останется на уровне 2015 года. Однако если раньше приобрети дешёвые билеты могли все желающие, то в этом году такое право получат лишь некоторые категории граждан – школьники, студенты (до 23 лет), пенсионеры (женщины от 55 лет и мужчины старше 60-ти) и люди любого возраста с инвалидностью первой группы вместе с сопровождающими.
Разработанная в Минтрансе программа субсидирования призвана повысить эффективность расходования господдержки за счёт сокращения категорий льготников. При этом срок её действия продлят на два месяца: полёты на полуостров будут осуществляться с мая по ноябрь включительно (в 2015 году – с 1 июня по 31 октября).
В кассе аэропорта «Байкал» сообщили, что льготных билетов в Крым в продажу не поступало, в наличии нет и будут ли – неизвестно. Не исключено, что прошлогодняя история повторится и в республике просто не найдётся авиакомпании, желающей осуществлять перелёты на полуостров. Однако в перечень субсидируемых маршрутов Улан-Удэ всё-таки включили: соответствующее постановление было опубликовано сегодня, 6 мая, на официальрном сайте российского правительства. Согласно документу, стоимость перелёта из Бурятии в Симферополь составит максимум 8875 рублей.
Неопределённый статус
Как передаёт «Ъ», интерес к участию в этой программе подтверждают крупные перевозчики – «Аэрофлот», «Оренбургские авиалинии», «Икар», АЛРОСА, «Уральские авиалинии», «Ямал», Red Wings. Но в небольших авиакомпаниях говорят о юридических рисках полётов в Крым. Причина – его «неопределённый» статус. Речь идёт о непризнании рядом стран перехода полуострова под российскую юрисдикцию.
- При полётах в Европу у местных регуляторов могут возникнуть претензии к российским компаниям на основании штрафов, выставляемых Украиной за полёты в Крым. Это особенно рискованно при наличии самолётов в собственности авиакомпании, – сообщил источник издания в марте.