Общество
1988

«Я почувствовал, что утратил родного человека»

Улан-удэнский Ельцин только после смерти первого президента России открыто признался, что приходится ему троюродным братом

В эти дни в кабинете Савелия Ельцина, первого секретаря Советского райкома КПРФ, не умолкает телефон. Друзья, знакомые выражают соболезнование Савелию Спиридоновичу по случаю смерти его
троюродного брата Бориса Ельцина




— Когда я узнал, что скончался Борис Николаевич, почувствовал, что утратил родного человека, хотя ни разу с ним не общался, — говорит Савелий Ельцин. — Впервые я очень сильно пожалел, что не встретился с ним и не поговорил.
Несмотря на то что деды Бориса и Савелия Ельциных родные братья, кузены не поддерживали отношения.
Савелий Спиридонович никогда не афишировал родственные связи с первым президентом России. А когда ему надоедали расспросы о том, кем он приходится Борису Николаевичу, Савелий Ельцин говорил, что они однофамильцы. Только после смерти Бориса Ельцина он признался в своем с ним родстве.
Корни Ельциных из села Бутка Таллицкого района Свердловской области. В начале тридцатых годов, во время коллективизации, семьи братьев Ельциных были вынуждены расстаться.
Дед Савелия Никита Иванович со своим семейством был вынужден выехать в Сибирь. Обосновались они в Бурятии. Здесь уже родились младшие Ельцины.
В 1975 году Савелий вместе с матерью и отцом побывал на малой родине. Понадобились документы о браке. Сочетались его родители в местной церкви, нужно было официальное подтверждение. Отец Спиридон Никитович вернулся с Великой Отечественной войны без обеих ног, поэтому нуждался в помощи сына.
— Я вот думаю сейчас, почему не взял отпуск и не обошел всех родных, — рассказывает Савелий Спиридонович. — Тогда, возможно, познакомился бы с матерью Бориса Николаевича, с другими родственниками. А у меня времени-то было всего три дня.
Позже Савелий Ельцин, тогда руководитель научно-технического центра, ездил в командировки в Свердловск. В то время Борис Ельцин работал первым секретарем Свердловского обкома КПСС. Но и в Свердловске Савелий Спиридонович не делал попыток познакомиться с троюродным братом. Ему все казалось, что секретарь обкома подумает, что родственник из Бурятии приехал просить о чем-нибудь.
В гостинице служащие так и говорили: приехал брат Бориса Николаевича. Внешнее сходство было налицо.
— Действительно, мы похожи. Мне не раз об этом говорили совершенно посторонние люди, — говорит Савелий Ельцин. — И характером схож: такой же вспыльчивый, но всегда старался быть справедливым. Борис Николаевич тоже старался быть справедливым, просто многие беды на него свалили. Мы, Ельцины, трудолюбивые, честные люди. Сильные, себя в обиду не давали.
Савелий Спиридонович называет троюродного брата только по имени-отчеству, не допуская никакого панибратства.
И все же одна встреча была. Будучи уже президентом России, Борис Ельцин посетил Бурятию. Знакомый Савелия Спиридоновича Игорь Портнягин, работник горисполкома, знавший о родстве, принес ему пригласительный билет в театр оперы и балета, куда должен был прийти Борис Ельцин. Об этой мимолетной встрече Савелий Спиридонович рассказывает с волнением.
— Я все думал, подойду и скажу: Борис Николаевич, я ваш родственник, — рассказывает Савелий Ельцин. — Но президент зашел в зал в сопровождении Потапова и Саганова после того, как погас свет. Они сели в седьмом или восьмом ряду, а я находился в первом ряду амфитеатра. Я сидел и без отрыва смотрел на его затылок. Думал, вот он обернется, мы встретимся глазами, и он меня узнает. Но он ни разу не повернулся. Потом мне рассказывали, что Леонид Васильевич говорил ему, что у нас в Улан-Удэ живет Ельцин. На что Борис Николаевич ответил, что в родове были и Савелии, и Спиридоны, но даже не намекнул, чтобы я мог прийти к нему. Значит, не захотел.
О невнимательности, которую Борис Ельцин проявлял к родственникам, Савелий Ельцин знает понаслышке. У Бориса Николаевича был родной брат Михаил. Будучи студентом политехнического Уральского института, он столкнулся с проблемами при сдаче экзаменов. А в то время секретарем Свердловского обкома был его старший брат, которому достаточно было сделать один звонок. Однако Борис Николаевич на это не пошел. Михаил так и не окончил вуз и всю жизнь прожил в двухкомнатной «хрущевке» в Свердловске.
Савелий Спиридонович очень внимательно следил за публикациями, сюжетами по телевидению, которые касались жизни его знаменитого брата. К критике относился болезненно.
— Когда о нем плохо говорили, я не воспринимал, — говорит Савелий Ельцин. — Показывали, что он в Америке себя безобразно вел, но я считаю, пленку смонтировали. А то, что выпить любил, так все пили в разумных пределах. А Борис Николаевич мог опрокинуть граненый стакан водки. О покойниках плохо не говорят, но, если скажу, что он хороший, меня не поймут.
Верный Компартии, Савелий Ельцин не одобряет демократические веяния, которые привнес Борис Ельцин.
— Разве мы сейчас при демократии живем? — говорит Савелий Ельцин. — Наверное, я сказал бы ему при встрече, если бы она состоялась: так делать было нельзя. Только Борис Николаевич, узнав, что я коммунист, может, и выгнал бы меня. Сейчас сложно об этом говорить.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях