Общество
20045

Матрос из Агинска ценой собственной жизни спас 300 человек

Алдар Цыденжапов во время пожара на эсминце «Быстрый» отключил энергоустановку, которая могла взорвать весь корабль



19-летний уроженец Забайкальского края получил почти 100-процентные ожоги. Четыре дня врачи боролись за его жизнь. 28 сентября он скончался в центральном госпитале Тихоокеанского флота во Владивостоке. Ему оставался месяц до возвращения домой. Во вторник тело бурятского солдата доставили на родину. В четверг родные, близкие и друзья проводят его в последний путь.

Родным сообщили, что их сына уже посмертно представили к высокой награде — ордену Мужества. Контр-адмирал Тихоокеанского штаба Сергей Авакянц пообещал отцу Алдара, что память его увековечат на родном корабле. Приказом командующего Тихоокеанским флотом он будет навечно зачислен в списки экипажа эсминца «Быстрый». Каждое утро перекличка матросов будет начинаться с его имени, а койка в кубрике навечно останется закрепленной за ним.

Попал в эпицентр

Пожар произошел 24 сентября в 4 часа утра. По сообщению пресс-службы ТОФ, эскадренный миноносец «Быстрый» готовился выйти из бухты «Стрелок» в городе Фокино Приморского края на Камчатку. Военное руководство не сообщает в деталях, на какие учения должен был направиться эсминец. На борту находился весь экипаж. По проекту корабль предусматривает личный состав из 344 человек. Алдар Цыденжапов и еще четверо его сослуживцев заступили на вахту в машинно-котельное отделение, расположенное в носовой части корабля.

Неожиданно прорвало топливный трубопровод с мазутом. Горючее под давлением стало хлестать.

— Через небольшое отверстие мелкодисперсионный, но напористо-мощный поток распылялся по всему машинному отделению, — озвучил версию военных Роман Мартов, пресс-секретарь командующего ТОФ.

Мазут обычно плохо воспламеняется, но где-то заискрило, и начался пожар. В самом эпицентре возгорания оказался Алдар. По словам сослуживцев, он не растерялся и бросился к энергоустановке, стал ее экстренно отключать, закручивая необходимые вентили.

— Практически сгорая заживо, он продолжал отключать энергосистему. Это настоящее мужество, — рассказал "Информ Полису" Роман Мартов. — Он выполнил все необходимые действия и последним покинул охваченное огнем машинное помещение.

Командование корабля вывело людей из опасной зоны, были задраены люки и применена система объемного пожаротушения, сообщила пресс-служба ТОФ.

Находясь в шоковом состоянии от полученных ожогов, Алдар сумел самостоятельно выйти на палубу к экипажу. Его и еще двоих ребят, Павла Осетрова и Александра Коровина, срочно увезли в госпиталь в Фокино. Но Алдар пострадал больше всех. Он был вывезен в клинический госпиталь ТОФ во Владивосток. Его друзья пострадали гораздо меньше, получив незначительные ожоги тела и дыхательных путей. После оказания медицинской помощи через четыре дня они вернулись к сослуживцам.

Дождался родителей

В семье Батора и Бэлигмы Цыденжаповых четверо детей. Алдар со своей сестрой-двойняшкой младшие. В прошлом году после окончания школы неразлучные отхоны впервые расстались надолго. Сестренка Арюна стала студенткой Читинского педагогического госуниверситета, а Алдар решил, что пойдет служить в армию.

— Он был рад, что попал во Владивосток на Морфлот, когда я провожала его в Чите на призывном пункте, — рассказывает Баярма Жаргаловна, родная тетя Алдара.

Он постоянно звонил родным и говорил, что все у него хорошо. До конца службы оставался всего месяц. Родители с нетерпением ждали любимого отхончика.

— Он был очень интеллигентным, порядочным, красивым мальчиком, — говорит тетя.

Тревожное сообщение пришло в тот же день, когда произошел пожар. Родители немедленно выехали к месту службы сына.

— Мы все же ехали с надеждой, — рассказывает Батор Цыденжапов, папа Алдара. — Перед поездкой брызгали, нам сказали, если три-четыре дня выдержит, будет жить.

Ранним утром 28 сентября они уже были в госпитале у сына. Он был еще жив.

— Главный врач не стал обнадеживать. Он сказал, что из ста процентов поверхности кожи лишь 0,5 нетронуто и что с такими ожогами никто не выживает, а он и так держался столько дней, — говорит Батор Жаргалович.

Отца и командира Алдара пропустили лишь до стеклянных перегородок палаты в реанимационном отделении. А уже после обеда сообщили, что пытались реанимировать умирающего солдата, однако ожоговая болезнь оказалась сильнее.

— Дождался родителей, словно чувствовал, — сдерживая слезы, говорит тетя Баярма Жаргаловна.

Родители Алдара крепятся, и лишь отдельные слова выдают переполняющую их горечь и боль утраты сына. Высокая награда, присвоенная ему посмертно, для них теперь единственная память.

— Гордость, конечно, есть, что мой сын не убежал и сделал все, что нужно, — говорит убитый горем отец.

jpg.jpeg

Загадочный пожар

На корабле продолжает работать флотская комиссия. По факту произошедшего ведется проверка следственными органами военной прокуратуры Тихоокеанского флота. До окончания расследования и выяснения всех обстоятельств все выходы эсминца «Быстрый» в море отложены. Корабль не получил серьезных повреждений, не нуждается в ремонте и продолжает оставаться в боевом строю.

Вот только рядового матроса Алдара Цыденжапова уже не вернуть. Родные рассказали, что в период срочной службы их сын буквально влюбился в море и после отдыха дома хотел снова вернуться на флот.

Что случилось в тот злополучный день? Какие причины послужили роковому стечению обстоятельств для утечки из трубопровода? Следственные органы от каких-либо комментариев воздерживаются, так же как и озвучивать версии.

Однако в отдельных публикациях уже стали проскальзывать различные предположения. «КП — Чита» уже написала, что причиной пожара стала безалаберность. И при этом коллеги официально ссылаются на пресс-секретаря ТОФ Романа Мартова. Однако тот категорично отрицает данный факт.

— Абсолютная неправда, сейчас работают следственные органы, прокуратура, флотская комиссия, и вы думаете, я буду озвучивать такие вещи? Крайне неприятно удивлен, что журналисты читинского издания «КП» такое написали, — ответил Роман Мартов.

СПРАВКА

Эскадренный миноносец проекта 956 «Быстрый»

Корабль 1-го ранга

30 октября 1984 года зачислен в списки кораблей ВМФ.

Спущен на воду 28 ноября 1987 года и 31 октября 1989 года включен в состав кораблей ТОФ.

С 5 по 8 июня 1990 года нанес визит в Киль (Федеративная Республика Германия), с 23 по 30 августа 1993 года — в Циндао (Китай) и с 31 августа по 4 сентября 1993 года — в Пусан (Республика Корея).

Водоизмещение: полное — 7940 т, стандартное — 6500 т; длина — 156,37 м, ширина — 17,19 м, осадка — 7,79 м.

Мощность ПТУ — 2x49750 л.с.; скорость хода: максимальная — 33,4, экономическая — 18,4 узла; дальность плавания экономическим ходом — 5340 миль.

Вооружение корабля: 2х4 ПУ ПКРК «Москит» (8 ракет), 2 ПУ ЗРК «Ураган» (48 ракет) для уничтожения противовоздушных целей; 2х2 130-мм А-218 и 4х6 30-мм орудия АК-630М орудия, торпедные аппараты 2х2 533 ТА, 2 РБУ-1000 (48 РГБ-10). На корабле имеется специальный ангар для вертолета Ка-27.

Экипаж — 344 человека.

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях