Думаете, что отобрать право собственности на землю и имущество, лишить региональные и муниципальные власти права голоса, а население выбора - лишь страшный сон? С какой-то долей вероятности на некоторых прибайкальских территориях это вполне может стать страшной реальностью.
Депутаты Госдумы на рассмотрение внесут новый законопроект «О туристских территориях», который направлен на развитие туристической инфраструктуры. И для Бурятии он может стать решающим, ведь в республике давно пытаются сдвинуть туризм с «мертвой точки».
Но стоит ли рисковать благополучием местных жителей, экологией и свободой выбора ради призрачных перспектив?
Что за закон?
Уже много лет в Бурятии теплится надежда на скорое и успешное развитие туризма. Первым шагом к стремительному «взлету» было создание ОЭЗ (особых экономических зон) по всей России, в которую вошел не совсем успешный и пока так и не приносящий ожидаемый успех проект «Байкальская гавань» в Турке.
Малую пользу от ОЭЗ отметили и в Госдуме. И на смену особым экономическим зонам депутаты придумали новый законопроект «О туристских территориях», который дает ряд преимуществ для будущих инвесторов.
В перспективе – повышение уровня туристской инфраструктуры, а по факту многие пункты законопроекта могут принести немало проблем местным жителям. А при наихудшем раскладе даже привести к экологической катастрофе.
Федеральный законопроект выдвинул на рассмотрение депутат Госдумы Борис Пайкин (ЛДПР), председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
Разрабатываемые правовые нормы преследуют главную цель – наконец-то поставить на рельсы туристический бизнес по всей России и создать благодатную почву для развития.
Для этого предлагается создание неких «туристских территорий», которые будут подчиняться своим законам и правилам. А регулировать их деятельность будет централизованный орган – управляющая компания. И жить эти специально отведенные территории будут согласно новому законопроекту, пункты которого могут противоречить другим федеральным законам.
Управляющая компания, согласно законопроекту, будет регистрироваться как акционерное общество. 100 % акций будет принадлежать государству. Исходя из этого, можно сделать вывод, что управляющая компания – это коммерческая организация. А управлять территориями, которые будут обозначены как «туристские», доверят назначенному генеральному директору, совету директоров и наблюдательному совету. И логично, что целью коммерческой организации будет получение прибыли.
Как определят территории?
В 16-й статье законопроекта черным по белому написано, что препятствий для обозначения туристской территории практически нет.
Туристская планировка может являться даже основанием для пересмотра границ земель нацпарков и особо охраняемых природных зон.
К акваториям инициаторы закона тоже хотят протянуть руки – «Водные объекты (части водных объектов), находящиеся в границах туристской территории, предоставляются управляющей компании на праве собственности или аренды без проведения торгов».
Однако, учитывая то, что главная цель будущих резидентов – получение прибыли, то о сохранении Байкала нам останется только мечтать. И даже не долгосрочная аренда небольшого участка байкальской акватории может нанести огромный урон экологии и чистоте священного озера.
Стоит отметить, что Минприроды РФ не одобряет данные пункты законопроекта, поэтому остается надеяться, что хотя бы ООПТ получится отстоять.
Жителей - выселить?
Но страх вызывает еще и то, что если на предполагаемой «туристской территории» окажутся жилые дома или муниципальные строения, их просто-напросто уберут, а людей переселят. Ведь управляющая компания будет иметь право снести любые строения, здания и занять земли, даже если там уже подготовлен какой-либо муниципальный проект или находятся жилые дома местных жителей.
Например, на территории запланировано и согласовано строительство школы или детского сада. Но если дочерняя организация управляющей компании захочет занять эту землю, то местоположение объекта придется менять. И происходить изъятие земель будет без публичных слушаний. То есть мнение и желания местных жителей, региональных и муниципальных властей никто учитывать не собирается – подчеркнем, что, конечно, такая ситуация возможна только в том случае, если критикуемый законопроект будет принят.
Границы туристских территорий, согласно разрабатываемому законопроекту будут определяться на 70 лет.
Это же относится и к жилым домам. Если вдруг получится так, что потенциальный инвестор захочет занять земли, а там есть участки, на которых люди живут по несколько десятилетий, то их могут лишить жилья. Еще и без права обжалования такого решения в суде. Судиться можно будет только за размер компенсации за изымаемый участок.
«Что же делать жителям?» - спросите вы. На это законотворцы при принятии закона предлагают каждому муниципалитету создать свой маневренный фонд «для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками жилых помещений, изъятых для государственных нужд в связи с включением в границы туристской территории».
Но то, где районам брать деньги или жилые помещения для переселения людей, - непонятно.
Ради чьих выгод?
Но вишенкой на торте и одним из главных поводов для возмущения становятся условия, которые предлагаются для резидентов новых территорий.
Первое – региональные и муниципальные власти управлять этими территориями не смогут. Эти компетенции полностью отдаются управляющей компании.
Второе – ряд льгот и преференций. Кроме предоставления льготного налогообложения, компаниям-резидентам хотят возмещать затраты по кредитам (до 100% от ставки рефинансирования), за счет «государства» оплачивать техническое присоединение к благам цивилизации и даже возмещать часть средств по уплате НДС и таможенных пошлин.
К тому же сносить объекты капитального строительства можно будет безо всяких проектов, а выравнивать рельеф местности без согласований.
На кон поставить всё
Общественники Бурятии и Иркутской области не на шутку обеспокоены новым законопроектом, который планируют вынести на осеннюю сессию в Госдуме.
Сейчас документ направили на рассмотрение во все подведомственные министерства РФ и регионы. Но тут-то и произошла несостыковка. Оказалось, что законопроект был согласован республикой без участия общественности и самого главы.
Во время встречи Алексея Цыденова с советом представителей байкальских регионов Бурятии жительница Баргузинского района Галина Арсеньева обратилась к главе и попросила изучить документ тщательнее.
- Я несколько дней дозванивалась в подведомственные органы, чтобы выяснить, как проходит рассмотрение этого закона в республике. На то, чтобы получить ответ, мне понадобилось 9 дней. В итоге я добилась ответа. Уж не знаю, возможно, это все прошло в обход вас, Алексей Самбуевич, но в документе написано, что Бурятия с этим законом согласна. Как это так? - сказала во время выступления известная общественница.
Сейчас общественники двух регионов собираются писать открытое письмо во все подведомственные министерства и учреждения.
К слову, Алексей Цыденов письмо с согласованием законопроекта сказал отозвать и рассмотреть его с активным участием республиканских министерств и общественности.
Учитывая в определенной степени абсурдность и несоответствие нового законопроекта с другими ФЗ (а в некоторых моментах и с Конституцией), осмелимся сделать вывод, что в таком виде его вряд ли примут. Но возможно всякое.
Трактовка нового закона может слишком сильно «аукнуться» жителям и властям Бурятии. И стоит ли ставить на равные чаши весов экологию, общественное спокойствие, права граждан и крупные туристические центры на берегах Байкала?