В конце июня у самолёта Ан-24 авиакомпании «Ангара», вылетевшего из бурятской столицы в Нижнеангарск, примерно за 30 километров до «взлётки» отказал двигатель. Экипаж подал сигнал бедствия, когда борт пошёл на снижение.
При торможении воздушное судно развернуло, а после оно столкнулось с очистными сооружениями. Пробив ограждение, самолёт загорелся. Лишь каким-то чудом топливные баки не взорвались в ту же секунду. На борту находилось 47 человек – 43 пассажира, включая четверых детей, и четыре члена экипажа. Двое из них – командир Владимир Коломин и бортмеханик Олег Барданов – погибли. В тот же день соцсети облетели жуткие кадры с места трагедии – момент жёсткой посадки запечатлел на камеру один из пассажиров.
Выбраться из горящей кабины удалось лишь второму пилоту – Сергею Сазонову. Тем временем 41-летняя бортпроводница Елена Лапуцкая в одиночку спасала людей. После она попала в больницу с переломами рёбер, гематомами на ногах и сотрясением мозга.
На минувшей неделе стало известно, что всех членов экипажа Ан-24 наградят. Погибших представят к Ордену Мужества, а выжившим вручат медаль Нестерова.
Кстати, о намерении обратиться в Минтранс с просьбой о награждении Елены Лапуцкой, обоих пилотов и бортмеханика руководство авиакомпании «Ангара» заявило ещё два месяца назад. В сообщении, опубликованном на официальном сайте перевозчика, отмечалось, что они проявили профессионализм, мужество и героизм во время спасения пассажиров. Но все, увы, благополучно об этом забыли. Вспомнили только после аварийной посадки самолёта «Уральских авиалиний», которая случилась 15 августа в Подмосковье.
Обычное утро
А недавно отважная стюардесса дала интервью ТАСС, в котором рассказала подробности страшной авиакатастрофы в Нижнеангарске. Вспоминая тот день, Елена рассказывает, что перед посадкой ничто не предвещало беды. Однако у неё всё равно было чувство, будто что-то не так.
- Меня не подвели мои предчувствия. Всё произошло очень быстро. Самолёт слетел с полосы, врезался сначала в забор, потом – в очистные сооружения. Нужно было действовать очень быстро. Когда самолёт остановился после столкновения, я сразу соскочила и побежала к основному аварийному выходу. Но он был заблокирован из-за повреждений. Побежала ко второму багажному аварийному выходу. С третьей попытки удалось его открыть. Стала звать пассажиров к себе, кричать. Препятствий там было очень много, я буквально выдёргивала и выталкивала людей из салона, – поделилась она.
Те, кто летел в носовой части, смогли открыть аварийный выход у второго ряда самостоятельно. Но покинуть самолёт через него мешали огонь и дым, и основная масса людей кинулась в хвостовую часть. Жертв среди пассажиров, по словам бортпроводницы, удалось избежать благодаря тому, что многие из них сами помогали проводить эвакуацию.
- На всё ушло минут пять. Паники, которая могла бы помешать эвакуации, в салоне не было. Были страх, переживания, испуг, непонимание ситуации. Когда все уже оказались вдалеке от самолёта и я была убеждена, что в салоне никого нет, тогда и пришло осознание, насколько все серьёзно. У людей начались истерики, слезы, – вспоминает Лапуцкая.
Тогда Елена забеспокоилась о коллегах, которые остались в кабине пилотов.
- Я поймала на месте катастрофы сотрудника МЧС, спросила, что в салоне происходит, попали они в кабину или нет. Он сказал, что в салоне никого нет, а в кабину попасть не смогли. Я говорю: «Вы должны, у меня там два лётчика остались». Он отвечает: «Нет у тебя уже лётчиков». Я до последнего смотрела по сторонам в надежде, что появится кто-нибудь в белой форменной рубашке, – рассказывает бортпроводница.
Вернулись не все
В результате авиакатастрофы более 30 человек обратились за медицинской помощью. Сама Елена провела в больнице три недели. Всё это время её навещали пассажиры рейса и их родственники – специально прилетали в Иркутск из Улан-Удэ, чтобы поблагодарить стюардессу и вручить ей букет цветов.
В октябре Елена собирается выйти на работу. Признаётся: за все 18 лет в авиации ни разу не возникало ситуаций, которые бы заставили задуматься о том, чтобы перестать летать. И даже эта трагедия не заставит отказаться от неба.
Сейчас интерес СМИ к Елене снова повысился, подчёркивает ТАСС. Причина – информация о награждении экипажа «Уральских авиалиний», который 15 августа посадил Airbus A321 на кукурузном поле в Подмосковье.
Когда стало известно, что поданы документы и для награждения членов экипажа «Ангары» орденом Мужества и медалью Нестерова, иркутянку стали разыскивать журналисты. Лапуцкая говорит, что её теперь поджидают у подъезда дома, а в приёмную авиакомпании каждый день поступает с десяток звонков с центральных телеканалов и редакций со всей страны с просьбами об интервью. Поскольку Елене необходима реабилитация, в авиакомпании оберегают её от контактов со СМИ. Да и самой бортпроводнице не по душе такое внимание.
- После случая с самолётом «Уральских авиалиний» я, проснувшись на следующий день, увидела, как пошла волна шумихи по поводу того, что тот экипаж наградили сразу, а наш – нет. Отнеслась к этому спокойно, потому что знала, что мы-то представлены к наградам. Рада за коллег, они – герои России. Но в то же время из-за этого шума я переживала. Грусть не от того, что нас не наградили, а от того, что нет больше экипажа в том составе, в котором мы выполняли рейс. Вернулись не все, - отмечает Елена.