После страшной авиакатастрофы, которая произошла в Нижнеангарске в конце июня 2019 года, Байкальская транспортная прокуратура провела проверку. Надзорное ведомство выявило нарушения требований воздушного законодательства – очистные сооружения в северобайкальском посёлке построили и ввели в эксплуатацию без согласования с Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта (ВС МТУ) Росавиации.
В итоге прокуратура подала иск с требованием признать ввод очистных в эксплуатацию незаконным, запретить её и обязать власти снести объект. Его рассмотрели и удовлетворили. Администрация муниципалитета обжаловала решение Северобайкальского суда в Верховном, однако там его признали законным.
Итак, сооружения законсервировали. Но вместо того, чтобы построить новые, власти решили вывозить жидкие бытовые отходы на несанкционированную свалку в лесу. За это время из скопившихся там канализационных стоков образовалось «зловонное озеро». Вред от него для окружающей среды и населения оценили как катастрофический.
В сентябре от администрации Нижнеангарска через суд потребовали освободить загрязнённый участок от мусора и стоков. Судебный акт они проигнорировали и продолжали самовольно сливать отходы на почву.
- Особенное беспокойство вызывает тот факт, что искалеченная территория расположена в центральной экологической зоне Байкала. Так называемый пруд-накопитель уже занимает площадь в 1 849 квадратных метров. По результатам отобранных проб установлено превышение фоновых показателей в почве по нефтепродуктам – в 127,7 раз на глубине 0,05 метра и в 350 раз – на глубине 0,2 метра, – рассказали в надзорном ведомстве.
После очередных мер, предпринятых Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, власти района стали вывозить жидкие бытовые отходы из Нижнеангарска на очистные сооружения в Северобайкальске. Затраты на их транспортировку, превышающие стоимость обычного тарифа – 175 рублей – компенсируются из бюджетных средств. Кроме того, районным властям придётся построить новые очистные – прокуратура уже направила соответствующий иск в суд.
Напомним, всё произошло 27 июня 2019 года. Самолёт Ан-24, принадлежащий авиакомпании «Ангара», вылетел из бурятской столицы в Нижнеангарск. Примерно за 30 километров до «взлётки» у него отказал двигатель. Экипаж подал сигнал бедствия, когда борт пошёл на снижение.
При торможении воздушное судно развернуло, а после оно столкнулось с очистными сооружениями. Пробив ограждение, самолёт загорелся. Лишь каким-то чудом топливные баки не взорвались в ту же секунду. На борту находилось 47 человек – 43 пассажира, включая четверых детей, и четыре члена экипажа. Двое из них – командир Владимир Коломин и бортмеханик Олег Барданов – погибли. В тот же день соцсети облетели жуткие кадры с места трагедии – момент жёсткой посадки запечатлел на камеру один из пассажиров.
Выбраться из горящей кабины удалось лишь второму пилоту. Тем временем 41-летняя Елена Лапуцкая в одиночку спасала людей. После она попала в больницу с переломами рёбер, гематомами на ногах и сотрясением мозга. Спустя четыре месяца президент России Владимир Путин подписал указ о награждении бортпроводницы, обоих пилотов и бортмеханика.